Главная Новости

Куда дели золотовалютные резервы. Явно потеряли миллиард долларов

Опубликовано: 12.10.2016

8 августа инвестхолдинг «Финам» провел онлайн-конференцию на животрепещущую тему «Рецессия в русской экономике становится все очевидней: как переломить нехороший тренд?». Своим видением ситуации делились банковские, вкладывательные и макроэкономические аналитики.

Июльские данные по состоянию русской экономики проявили тревожную динамику: индексы промышленной и деловой активности опустились в отрицательную зону, чего не было со времени кризиса 2008–2009 годов, отмечают в «Финаме». Такая динамика не дает шансов на ускорение ВВП во 2-м полугодии 2013 года, которое предсказывало правительство. По воззрению банка HSBC, циклические и структурные причины привели российскую экономику в область рецессии. И даже если по итогам текущего года ВВП продемонстрирует слабенький рост, то без решительных действий со стороны властей в будущем году экономика покажет отрицательную динамику. Аналитики говорят, что тянуть время далее нельзя, и ожидают определенных стимулирующих шагов от Банка Рф уже на завтрашнем заседании, тем паче что июльская инфляция показала замедление, что развязывает руки регулятору для понижения ставок, отметили в холдинге.


Куда дели золотовалютные резервы. Явно потеряли миллиард долларов

Наша родина в рецессии?

«Рецессия в ее традиционном определении — понижение сезонно сглаженного индекса ВВП два квартала попорядку, — объяснил директор аналитического департамента Номос-банка Кирилл Тремасов. — В первом квартале этот показатель, согласно Росстату, снизился на 0,1%.

Данных Росстата за 2-ой квартал пока нет, но, беря во внимание усиление спада инвестиций, произошедшее в этот период, ухудшение конъюнктуры денежных рынков, наметившийся рост безработицы и остывание потребительских рынков, можно с большой вероятностью предсказывать сохранение негативной тенденции и во 2-м квартале. Таким макаром, рецессия в русской экономике, по-видимому, уже свершилась».

«Рецессия очень возможна, но шансы ее избежать остаются, — все таки уповает аналитик «Финам Менеджмента» Андрей Пальянов. — Ситуация в нашей стране лучше, чем в других странах, и лучше, чем могла быть». В Рф все еще низкая безработица — 5,4%, в то время как в Европе ее уровень превосходит 11%, рост русского ВВП с начала года составил приблизительно 1,7%, тогда как в еврозоне отмечен спад на 1,1%, рассуждает он.

«Судя по отдельным статистическим данным за июль, спад длится и в 3-ем квартале», — возражает Тремасов.

Сценарии развития экономической ситуации.

Самый пессимистичный вариант развития событий — маленький спад в течение года-двух, отмечает Пальянов. Пессимистичный сценарий, по Тремасову, — рецессия в эти год-два (понижение ВВП в границах 1–3% в год), после этого возвращение к 3–4% роста. Но это только если не случится политических потрясений, «что полностью возможно в критериях рецессии и падения доходов населения».

При лучшем развитии событий Пальянов ждет в течение года-двух малозначительный, в границах 1%, рост ВВП. «Главным условием выхода Рф из рецессии является улучшение мировой экономической конъюнктуры, — считает Тремасов. — В Европе после двухгодовой рецессии, похоже, происходит стабилизация. Если эти положительные процессы получат продолжение, то и русская экономика к концу года сумеет возвратиться к росту». Потому аналитик Номос-банка более щедр: если все пойдет отлично и европейская экономика оживет, рост возобновится уже к концу 2013 года, что приведет к надбавке ВВП в границах 1–2%, а в последующие два года — в интервале 3–4%.

«Во II полугодии неплохой сбор прирастит рост ВВП на 0,7–0,8 процентного пт по сопоставлению с I полугодием, но это все равно не даст тех 3% год к году, которых Минэкономразвития ждет во II полугодии и которые позволят выйти на 2,4% роста ВВП в целом за год», — оценивает ситуацию главный экономист института «Центр развития» Высшей школы экономики Валерий Миронов.

Показать более бодренькие темпы восстановления ВВП Рф может помешать и глобальная мода использовать печатный станок для борьбы с кризисами. «Рецессия — это часть экономических циклов, — припоминает директор аналитического департамента «Норд-Капитала» Владимир Рожанковский. — Другое дело, что ранее они происходили раз в 5–8 лет и меж ними были периоды осязаемого роста. На данный момент из-за вторжения в рыночные механизмы глобальных центробанков с их политиками монетарных экспансий рецессии стали учащаться, а фаза роста при всем этом не чувствуется как настоящий рост».

Ситуация осложняется и тем, что фактор оживления экономики в Европе может и не сработать для Рф. Наша страна возможно окажется в автономной рецессии, другими словами в ситуации понижения ВВП вне связи с мировым кризисом, предупреждает Миронов.

Длительность автономных рецессий в других государствах в последние годы колебалась, обычно, от 2-ух до 5 кварталов. Наибольший вред экономике наносили рецессии в Греции и Португалии — 7,4 и 5,3% падения ВВП соответственно. В период с 2000 по 2012 год (кроме периода со II квартала 2008 года по I квартал 2009 года, когда рецессия наблюдалась в ОЭСР в целом) в странах ОЭСР, также в БРИК и в Индонезии наблюдалось более сорока 7 автономных рецессий, другими словами ситуации наличия рецессии в той либо другой стране при сохранении роста в странах ОЭСР в целом, отмечает Миронов.

«Беря во внимание экспортоориентированный нрав нашей экономики, в продолжительную автономную рецессию не верится», — заявляет Тремасов.

Выход из кризиса: роль Центробанка.

Специалисты отмечают, что ЦБ РФ в сегодняшних критериях сохраняет независимость в проведении собственной политики. Его глава Эльвира Набиуллина будет проводить ее без помощи других, потому что навряд ли кто-то вне Банка Рф возьмет на себя ответственность доказать то либо другое решение в силу пробелов в статистике, отмечает Миронов. Тяжело, а именно, найти, перегрета экономика либо нет, построение таких индикаторов по русским данным пока не завершено. Стоимость решений в монетарной политике очень высока, чтоб кто-то в Кремле взял на себя смелость командовать Центробанком, считает Тремасов.

Для многих давно ожидаемым является снижение учетной ставки Центробанка с сегодняшних 8,25%, что на теоретическом уровне должно облегчить доступ к кредитованию для банков и компаний реального сектора. Пальянов считает, что этот шаг последует до конца сегодняшнего года.

«Я ожидаю понижения базисных ставок к концу года на 50 базовых пт, — предсказывает Тремасов. — Предпосылки к этому явны: рецессия в экономике, остывание рынка потребительского кредитования, замедление инфляции». Но эффект от смягчения монетарной политики будет растянут на пару лет, мгновенно ничего не произойдет, предупреждает он.

9 августа Банк Рф проводит еще одно заседание, но понижать ставку пока рано, отмечают специалисты. «На мой взор, при сегодняшней неблагоприятной конъюнктуре денежного рынка понижения ставок Центробанком — рискованный шаг, ну и смотреться это будет не совершенно разумно: с одной стороны, ЦБ понижает ставки, играя тем против рубля, с другой стороны, увеличивает объемы интервенций, защищая рубль, — рассуждает Тремасов. — Я думаю, эти суждения удержат ЦБ от понижения ставок на завтрашнем заседании. Вероятнее всего, он ограничится объявлением нового годичного аукциона под залог нерыночных активов».

В других критериях схожее действие могло бы только приветствоваться как гражданами, так и представителями бизнеса, но рубль продолжает падение, и, пока энтузиазм к развивающимся рынкам не улучшится, нет предпосылок к окончанию этого процесса, отмечает Рожанковский. А раз так, понижение ставки рефинансирования только подольет масла в огнь и, как ни феноминально, снизит покупательную способность россиян.

Понижение ставок, непременно, усилит давление на рубль, хотя сегоднящая динамика рубля — итог не столько внутренних обстоятельств, сколько наружных. Отток средств идет со всех развивающихся рынков, и на этом фоне падают все валюты — бразильский реал, турецкая лира, индийская рупия, южноафриканский ранд и т. д. Рубль в этой группе смотрится быстрее фаворитом, лучше дела только у мексиканского песо, отмечает Тремасов.

Выход из кризиса: роль правительства.

Министр экономразвития Алексей Улюкаев предложил ряд мер для стимулирования экономики, отмечает Пальянов. Для поощрения малого бизнеса предлагается прирастить доступность кредитования через секьюритизацию однородных ссуд. Не считая того, выдвигается мысль развития института гарантийных фондов и использования для этих целей части средств фонда государственного благосостояния. Предлагается также продлить льготы по страховым выплатам, для стимулирования вкладывательной активности использовать средства Фонда государственного благосостояния (ФНБ) и пенсионных скоплений, также развивать институт частно-государственного партнерства.

Тремасов не ждет никаких шагов от правительства на этих направлениях до конца года. Но в последующем и в основном в 2015–2016 годах начнутся большие инвестпроекты за счет средств ФНБ, считает он. К примеру, строительство Транссиба, не так давно предложенное Путиным, — достаточно действенный метод не дать умереть русской темной металлургии в критериях чертовского падения экспорта, считает Рожанковский. «В короткосрочной перспективе повышение госинвестиций, непременно, окажет стимулирующий эффект. Думаю, что и ситуация в мировой экономике к тому времени улучшится, обеспечив повышение наружного спроса, — рассуждает Тремасов. —

Никаких более осознанных действий от правительства, не считая роста госинвестиций, я не жду». Да и вложения в инфраструктурные проекты нужно отложить и просчитать проекты поновой с учетом принципа рыночных цен и полной самоокупаемости,

считает Миронов. Исключительно в этом случае можно быть более либо наименее уверенным, что проекты будут завершены даже при падении нефтяны

hangkarok.ru © 2013

Тут какой то Seo текст Тут какой то Seo текст Тут какой то Seo текст Тут какой то Seo текст Тут какой то Seo текст

rss